ТМ или знак для товаров и услуг
Важное значение для стимулирования спроса и успешной реализации товаров и услуг на рынке имеет их индивидуализация специальными символьными обозначениями, которые своим внешним видом привлекают внимание потребителей и выделяют товары и услуги от аналогичных товаров и услуг конкурентов. Для таких обозначений одни используют термин «торговая марка», другие, термин «знак для товаров и услуг».
Какой именно термин следует использовать: торговая марка» или «знак для товаров и услуг»?
В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Украины (далее ГКУ), торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, которые пригодны для выделения товаров (услуг), которые производятся (представляются) одним лицом, от товаров (услуг) которые производятся (представляются) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинация цветов.
В специальном законе в данной сфере – Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (далее – Закон) используется понятие «знак для товаров и услуг». В соответствии со статьей 1 Закона, знак – это обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц.
В соответствии со статьей 420 ГКУ, торговая марка принадлежит к объектам права интеллектуальной собственности. Именно в этой статье термин «торговая марка» раскрывается в скобках как «знак для товаров и услуг». Поэтому указанные понятия толкуются ГКУ как тождественные.
Таким образом, поскольку ГКУ — основной нормативно-правовой акт гражданского законодательства Украины, который принят Верховной Радой Украины позднее Закона, то правильно использовать термин «торговая марка».
С целью приведения в соответствие к ГКУ Закона и подзаконных нормативно-правовых актов в сфере торговых марок необходимо внести изменения в Закон и подзаконные нормативно-правовые акты в сфере торговым марок для того, чтобы термин «знак для товаров и услуг» заменить термином «торговая марка».